ONLINE-консультант
icq: 675246741

Легенды Байкала

9 декабря в Художественном музее им. Ц.С. Сампилова открылась первая персональная выставка скульптора Зандана Дугаров

Зандан родился в 1965 году в семье Народного художника СССР, члена-корреспондента Российской Академии Художеств, Даши-Нимы Дугаровича Дугарова, основателя Всебурятской Ассоциации развития культуры (ВАРК). Зандан, как и его отец избрал творческий путь, став скульптором. В 1990 году с отличием окончил Художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной, отделение монументальной скульптуры (мастерская А.Г. Дема). С 1991 года начинает  работу с учениками отца по реставрации Цугольского, а с 1996 года – Агинского дацанов. В 1981 году становится художником – исполнителем на оформлении строящегося Бурятского Театра Драмы.

В настоящее время художник возглавляет дело отца – региональный общественный фонд возрождения старобурятского искусства «БуряадЗураг». Созданная в 1993 году, эта школа стала первой экспериментальной площадкой, где обучали мастерству традиционной бурятской живописи. Художник пропагандирует бурятское искусство, организует выставки современного искусства в Улан-Удэ, Сеуле и Владивостоке.  Активно участвует в республиканских, зональных, российских и зарубежных выставках.

Свои первые работы мастер выполнил в мраморе и граните («Спящий воин» 1990, «Звездочет» 1991). В 1998 году его мраморную скульптуру «Спящий воин» приобрела Третьяковская галерея в Москве. В 2007 году Зандан получает звание заслуженного художника Бурятии.

В 2011 году художник создает серию работ, посвященной легендам Байкала. Одну из старинных легенд о чередовании дня и ночи раскрывает его скульптура «Лось и медведь» (бронза, камень, 2014). Медведь –  ночь (в эвенкийской мифологии – хозяин нижнего мира), а лось – день (ветвистые рога олицетворяют солнце, хозяин верхнего мира). Медведь стоит на лосе, фигуры их направлены в одну сторону. Медведь, изображенный с открытой пастью, производит впечатление, что готов в любой момент сменить день на ночь.

О мифических предках монгольского народа рассказывает скульптура «Гоа-Марал» представленная в двух вариантах (бронза, камень, 2014). В легенде говорится, что предком Чингиз-хана был серый волк Бортэ-Чино, рожденный по велению Высшего Неба, супругой его была прекрасная лань Гоа-Марал. Скульптура представлена в динамичной позе, словно в прыжке, с тонкими короткими ногами. Непропорциональное тело, маленькая голова и отсутствие прорисовки головы, говорит о том, что художник намеренно отошел от пропорций. При взгляде сверху угадывается очертание женского тела. «Гоа-Марал 2» выполнена в статичной позе, с отведенными назад рогами, вместо грациозных и тонких ног, мы видим лишь массивную, непропорциональную верхнюю часть ног. Скульптуры выполнены без тщательной прорисовки, излучают притягательную силу и энергию лани.

Скифские корни имеет скульптура «Колесница» (2011, бронза, камень, самоцветы), древние скифы почитали своего солнеч­ного бога в образе колесницы и коня. Скульптура представляет собой стройную композицию запряженного в колесницу коня, и стоящим на ней всадника. В фигуре коня чувствуется гордая стать, его грива представлена в виде пяти мелких элементов украшенными самоцветами. Всадник изображен обнаженным, в руках держит узду, необычная форма головы всадника напоминает инопланетное существо, за счет больших овальных глаз.

Настраивает на глубокие размышления скульптурная абстракция – «Гаруда» (бронза, 2011) – мистическое существо, царь птиц из мифологии Древней Индии. В буддизме  Гаруда представляет элемент Огня, а также олицетворяет защитников местности. Считается, что иногда гаруды могут принимать человеческий облик, к примеру, в одном из своих прошлых рождений Будда Шакьямуни был гарудой, и был  царём среди гаруд. В скульптуре угадывается образ птицы, она опирается на одну ногу, со слегка раскинутыми крыльями. Острые грани скульптуры подчеркивают воинственность птицы. Скульптура производит монументальное впечатление.

Примечательна скульптура «Эхирит, Булагат и пестрый налим» (бронза, камень, самоцветы,  2011), которая находится в собрании Иркутского областного художественного музея им. В.П.Сукачева. Она повествует о древней легенде происхождения двух бурятских родов. Каждое племя бурят имеет свой тотем – чтимый знак животного,  с которым оно связывает свое происхождение. Другими словами, тотем – это образ прародителя рода. Так, у племени эхиритов тотемом является рыба – пестрый налим. Булагаты имеют в качестве тотема сивого быка. Архаично выполнены фигуры мальчиков с поднятыми руками, которые стоят на налиме. Бока налима украшены самоцветами, с хвоста свисают три бронзовых шарика. От этих двух мальчиков, Булагата и Эхирита, произошли многочисленные потомки, племена булагаты и эхириты.

Монументальную скульптуру на выставке представляет бюст отца художника Д-Н. Дугарова (гипс, 2013). Такой же бюст установлен на родине Д-Н. Дугарова в селе Ушарбай Могойтуйского района в память о народном художнике. Эти скульптуры прекрасно отражают волевой характер талантливого художника.

Садово-парковые скульптуры Зандана украшают многие города России. В г. Новосибирск перед входом в театр «Дом актера», установлена скульптура «Большая Нэцкэ/Звездочет» (камень, 2008-2010), скульптура производит невероятно монументальное впечатление. Притягательна скульптура «Лилит» (мрамор, 2006) расположенная в г. Черепаново, Новосибирской области. Лили́т — первая жена Адама. Согласно апокрифической легенде, Бог создал для Адама жену и назвал ее Лилит. Однако постепенно Лилит обуяла гордыня. Она желала быть равной Адаму, в чем ей было отказано, и она бежала из Рая, заявив, что станет духом мщения. Скульптура ассоциативно связана с пластикой эпохи палеолита.

Мало кто знает, что памятник А.П. Чехову, установленный 5 сентября 2013 на улице Ленина города Улан-Удэ (2013,Бронза) выполнил Зандан вместе с коллективом мастерской «Лотос». В этом городе писатель гулял примерно 120 лет назад и  скромно занял место на одной из скамеек города.

Работы Зандана Дугарова отличают сочетание традиционной восточной культуры и современного искусства, в них присутствует тонкий психологизм и нестандартный подход. В его работах есть особое внутреннее ощущение пластики, которое дано мастеру от природы.

м.н.с. центра изобразительных искусств Ц.С. Сампилова

Малгатаева Оюна