ONLINE-консультант
icq: 675246741

«Бубновый валет», или Откуда родом русский авангардизм

«Бубновый валет»! Мимо этого общества не удалось пройти ни одному значимому русскому авангардисту начала прошлого века. Да что там, они и начались-то с «Бубнового валета». Сегодня мы их записали в классиков авангарда, называем стоящими у истоков. Все классики в свое время оказывались бунтарями, и «бубнововалетовцы» не стали исключением.

Целая плеяда ярчайших звезд, без преувеличения навсегда изменивших мир русской живописи: Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Илья Машков, Петр Кончаловский, Давид Бурлюк, Аристарх Лентулов и другие.

Откуда взялся «бубновый валет»

Что вообще за название такое для людей искусства? Впрочем, привыкших к перфомансам наших современником этим не удивить, а вот если вспомнить, что в ту пору академическую живопись и передвижников сменили символисты «Голубой розы», то легко представить, сколь эпатажно звучало такое название. В высокие сферы искусства привнести игральные карты? Балаган! «Бубнововалетовцам» того и надо было. Кстати, гадалки эту карту трактуют как молодость да буйство крови. Более того, на робах арестантов был нарисован бубновый туз. Какой простор для исходящей возмущением критики, какое раздолье для еще не искушенных авангардом зрителей!

Под таким названием, «Бубновый валет», в 1910 году в Москве состоялась выставка авангардистов. А в следующем году было учреждено сообщество молодых непокорных художников. Особенность в том, что не критики первые начали смеяться над «валетами». Хорошо смеется тот, кто смеется последним? Начать смеяться первым — тоже дело достойное. Илья Машков говорил, что «название нравилось большинству участников этой выставки тем, что оно вызывало в тогдашнем московском сытом мещанстве, и купечестве, и дворянстве чувство удивления, изумления, брезгливости».

Выставка стала пощечиной. Она полностью соответствовала названию, напрочь отрицала туманный пафос символистов и консервативные традиции академистов.

Самый старший «валетовец» Петр Кончаловский признаётся: «Всех нас объединяла тогда потребность пойти в атаку против старой живописи». Остальные участники соглашаются. Но далеко ли уйдешь на одном отрицании? Тот же Кончаловский продолжает, что целью «бубнововалетовцев» был отнюдь не эпатаж, а в первую очередь выразить себя, свое видение на понятном языке — языке живописи, освобожденном от наслоений литературности, салонности, туманного символизма. Малевич определил суть выставки так: «Живопись стала единственным содержанием живописца».

Интенсивность

Именно «Бубновый валет» принес в русскую живопись буйство цвета, упор на фактуру, холст, мазок. Если бы нужно было определить единственным словом первую выставку «бубнововалетовцев», то лучше всего подошла бы «интенсивность». «Бубнововалетовцы» возвели в культ телесное, материальное, они вернули живопись на землю, развеяли мистический туман и наполнили ее цветом и плотностью.

Если говорить об опорах «бубнововалетовцев», то, с одной стороны, безусловное влияние оказали Сезанн, Ван Гог, Гоген, Матисс — отсюда чувственность мазка, свечение и яркость красок, а одновременно с этим — русский лубок, ярмарочное искусство, восточные мотивы. Собственно, пару лет спустя именно на этой почве произошел раскол. В «Бубновом валете» остались Кончаловский, Машков, Лентулов, которые продолжили писать «с уклоном» в заданные французами направления — орфизм, сезаннизм, кубизм. В то время как Ларионов, Гончарова, Малевич, Татлин решительно открещиваются от западных веяний и провозглашают Восток колыбелью культуры, а Европу именуют «воровской-рецедивисткой».

Постскриптум

Формально общество «Бубновый валет» возникло в 1911 году, но более верно рождением его считать одноименную выставку в 1910 году. Вторая и третья состоялись в 1912 и 1913 годах в Москве, в 1913 году художники также организовали выставку в Петербурге, на следующей год — снова Москва. Формально датой, когда «Бубновый валет» приказал долго жить, считается 1917 год — этим годом обозначена последняя выставка общества с таким названием. Некоторые исследователи полагают, что всё кончилось раньше — в 1916 году Кончаловский и Машков покинули объединение, возглавил его Малевич, и «Валет» стал, как говорится, «уже не тот». Впрочем, художники продолжали объединяться в новые сообщества.

Судьбы живописцев, составлявших ядро «Бубнового валета», сложились очень по-разному. Перед революцией уехали и более не вернулись Ларионов и Гончарова. Эмигрировал сначала в Японию, а затем в США, где провозгласил себя американским Ван Гогом, отец русского футуризма Давид Бурлюк. Сказочные, воздушные, танцующие архитектурные пейзажи Лентулова и фирменный солнечный свет в конце его жизни погасли, и их сменил гранит. Ликующая плоть вещей, изображаемая Машковым, стала соцреализмом. Кончаловский сосредоточился на пейзажах, впрочем, успевал и внуков писать, и друзей. Но и сегодня, взглянув на картины, созданные этими такими разными художниками в период их «валетного» содружества, мы останавливаемся, замираем, и ощущаем льющуюся с холста безудержность бытия, радость и ликование цвета, сияние и музыку света.

Подробнее https://artchive.ru/encyclopedia/804~Bubnovyj_valet_i..

Познакомиться с работами «бубнововалетовцев» можно на выставке «Живописная живопись» в Художественном музее им. Ц.С. Сампилова. Выставка включает около семидесяти полотен и графических листов 1900-1920-х годов, а также уникальный художественный реквизит, нашедший образно-пластическое выражение в произведениях мастеров основной группы (ядра) «Бубнового валета» — П.П. Кончаловского, И.И. Машкова, Р.Р. Фалька, В.В. Рождественского.

Своеобразие экспонируемого материала заключается в лирической интонации, навеянной мотивами Абрамцева. Именно здесь в тихой подмосковной усадьбе, оказавшей такое мощное влияние на отечественную культурную среду второй половины XIX — начала XX века, написана большая часть экспонируемых работ.

Выставка работает до 20 ноября 2016 г.

Справки по тел.: 21-43-93