ONLINE-консультант
icq: 675246741

[:ru]Жигжит Баясхаланов участвует в выставке NordArt[:]

[:ru]Всем знакомы сказки братьев Гримм, мир которых полон храбрых героев, чудесных перевоплощения и таинственных событий. В них волки говорят человеческим голосом, дома строятся из сластей, а хрустальная туфелька помогает разыскать свою судьбу. Кажется, что такие истории возможны только на страницах детской книги. Однако и в реальном мире есть уголок, таящий не меньше фантазий и волшебства. Он расположился в Германии, родине романтизма, музыки Вагнера и философии Ницше и называется NordArt.

NordArt — крупнейшая международная выставка современного искусства в Европе. Она проводится с 1999 г., ежегодно приглашая к участию более двухсот авторов из разных уголков света, а число её посетителей превышает сто тысяч. Здесь можно оценить всё многообразие арт-мира, увидеть причудливый танец, вихрем подхватывающий произведения, образуя калейдоскоп красок, образов, культур и языков.

NordArt подобен сборнику сказок разных народов. Специальные проекты, образующие выставочное пространство, представляют искусство той или иной страны. Чтобы стать участником, необходимо получить одобрение жюри, отбирающего авторов и их работы. Попасть в число экспонентов NordArt — большая честь для художника, это свидетельство признания заслуг на международном уровне.

В списке авторов уже не первый раз числится Жигжит Баясхаланов, выдающийся скульптор и художник декоративно-прикладного искусства. Его скульптуры «Лось» и «Бык» демонстрируются в рамках специального павильона Монголии «In der Welt Sein: Encountering Sublimity» («Жить в мире: встреча с великим»). Вместе с тем Жигжит Баясхаланов отмечен как художник, живущий и работающий в России. Его творчество близко культурам обеих стран, показывая сплетение Востока и Запада.

Приглашение к участию поступило к Жигжиту Баясхаланову от кураторов павильона Оюунтуяа Оюунжаргал и Дамдинсурена Хурэлбаатара. Автор с большой признательностью относится к высокой оценке организаторов. Он считает, что сотрудничество с монгольскими художниками является показательным примером родства культурной среды, в которой находится место вариативности и индивидуальности.

Творчество Жигжита Баясхаланова проистекает из его корней. В некоторых произведениях — например, бурятские ножи или луки — эта связь проявляется открыто, в других — таких как авторская скульптура — она не столь очевидна. Однако приглядевшись внимательнее, зритель увидит, как тонкой нитью сквозь века проходит анималистический мотив, неотъемлемый от искусства кочевого народа.

На экспозиции NordArt представлены две работы Жигжита Баясхаланова — «Лось» и «Бык». Смело порывая с грузностью материи, автор привносит в композицию лёгкость: пустое пространство воспринимается не как утраченный фрагмент, без которого разваливается форма, но как художественный элемент, образующий выразительность линий. Под рукой мастера неподатливая бронза приобретает пластичность, а скрученная проволока — целостность.

Образы, воплощённые авторской фантазией, олицетворяют дух свободной природы. Бык — одно из центральных животных в мифологии множества народов, символизирующее силу, упорство, плодородие. С ним связывались многие аспекты жизни человека: бык помогал в возделывании почвы, поголовье скота определяло уровень достатка, а его мясо считалось самым ценным. Лось же принадлежал миру таинственного леса, где он подобен царю, увенчанному короной ветвящихся рогов.

И бык, и лось — могучие создания, овеянные ореолом мистического величия. Не удивительно, что скульптуры органично вплелись в пространство NordArt: где как не в Германии демонстрировать работы, глубоко мифологичные по своей природе? В произведениях Жигжита Баясхаланова совмещены пласты общемировой и родной культуры, что делает их язык понятным для всех, и в то же самое время несущим уникальный код народных традиций.

«Творческая мастерская Баясхаланова»

[:]