ONLINE-консультант
icq: 675246741

Изделия с древней историей

В Улан-Удэ открылась выставка бесценных экспонатов ювелирного мастерства В Национальном музее Республики Бурятия открылся уникальный выставочный проект «Серебряный век ювелиров».

Здесь представлены порядка 250 старинных предметов ювелирного искусства из особой кладовой Московского государственного исторического музея. Многие экспонаты на выставке стали доказательством мастерства русских ювелиров, проложив им дорогу к мировой славе.

Бесценная коллекция

На выставке есть три раздела – художественное серебро, православная коллекция и ювелирные изделия военной тематики. Здесь можно увидеть развитие русского стиля от «исторического», возрождающего формы древнерусского искусства, до стиля национальной романтики, ставшего вершиной эпохи модерна.

«Эта выставка включает в себя серебряные коллекции, начиная с правления Александра 2 и заканчивая правлением Николая 2. Период со второй половины ХIХ и начало ХХ века называют периодом русского реформаторства. Все, что здесь представлено – бесценно. Сложно сказать приблизительную стоимость этих предметов, даже представители Государственного исторического музея не могли нам ее назвать. Просто бесценная коллекция», — рассказал Буда Ангархаев, младший научный сотрудник Национального музея Республики Бурятия.

При изготовлении ювелирных изделий использовалось серебро, позолота, алмазы, эмаль и многие другие драгоценные камни. В тот период времени серебро очень высоко ценилось, и, учитывая трудоемкую работу, изделия могли стоить сотни тысяч имперских рублей. В настоящее время, если предполагать, даже одиночная ювелирная работа тех мастеров могла бы стоить несколько миллионов рублей. Учитывается и ручной труд, немаловажна историческая ценность предмета.

«Мы можем увидеть то, что изготовление ювелирных изделий приобрело некую специальность – с того времени над одной вещицей не всегда работал какой-то один конкретный человек. Есть изделия, над которыми работала группа мастеров — кто-то занимался гравировкой, кто-то чеканкой, кто-то рисунками – появилось разделение труда. Конечно, есть и те работы, который были выполнены одним мастером. Например, интереснейшая работа – солонка и сухарница Овчинникова», — говорит Буда Ангархаев.

Солонка и сухарница выполнены из серебра, с имитацией плетеной фактуры. Сверху на них можно увидеть искусно сделанные салфетки, которые выглядят как настоящие, словно их положили на блюдца. Как пояснил Буда Ангархаев, мастер продемонстрировал эти предметы на одном из самых первых показах серебряных изделий в Лондоне в середине 19 столетия, и на этом показе вся Европа узнала, что в России тоже есть уникальные ювелирные мастера, потому что никто в то время не мог сделать такую правдоподобную серебряную «ткань».

В целом, история мастера Овчинникова очень необычна – изначально он был простым крепостным крестьянином у князя Одоевского, который заметил в юном Овчинникове талант к изготовлению серебра. Князь отправил его учиться, и в дальнейшем дал ему вольную, после чего Овчинников создал свою фирму, которая стала известной на весь мир.

Среди других работ можно увидеть другие серебряные предметы, воссоздающие народный быт – «берестяные» лукошки, чернильный прибор в виде лошадиного стойла, камерная скульптура с изображением крестьянских детей, набор для крюшона в виде расписных ковшей и так далее.

«Такой период времени был, когда императорам нравились обычные предметы о быте русского народа – например, здесь мы можем увидеть изделия, на которых изображены простые крестьяне за работой в поле, охотники, крестьянки. Многие работы были сделаны на заказ — предметы быта, такие, как бочонок для вина, декоративные ковши, вазы, выполненные специально по запросу», — поделился Буда Ангархаев.

Отражение истории в посуде

На выставке представлены работы ювелиров прошлых веков из Центральной России – Санкт-Петербурга, Москвы. Как отметили на экскурсии, вторая половина 19 века ознаменовалась возрождением наших культурных ценностей – появились историки и искусствоведы, специализирующиеся на русской тематике. И вследствие этого ювелиры и художники старались выполнять все по ранним традициям.

«Так, Хлебников и Овчинников считаются основателями московской школы ювелирного мастерства, они делали все по историческим фактам. Например, если приглядеться к образам на серебряной кружке, мы можем увидеть, как после победы в Полтавской битве в 1709 году Петр 1 въезжает на площадь верхом на лошади. По некоторым данным считалось, что Петр 1 въехал на колеснице, а здесь историки постарались и нашли точные сведения, что он въезжал именно на лошади – работа сделана по фактам», — рассказала заведующая бурятским Национальным музеем Саяна Галсанова.

В тот период в ювелирном деле сложились две художественные школы – петербургская, главой которой была фирма Карла Фоберже с его тягой к изысканным королевским стилям Людовика 15 и 16, а также московская во главе с ювелирными фирмами Хлебникова, Овчинникова, Рюкерта.

Традиции в предметах

Выставка притягивает внимание историков, искусствоведов и простых ценителей творчества. Историков, например, больше интересуют предметы военной тематики – здесь представлены артефакты военных полков, подразделений.

«Если говорить о военных 19 столетия, в основном – это предметы офицерского состава, так как рядовые не могли позволить себе серебряные изделия. Здесь у нас представлены серебряные подарки офицеров. Например, бывали случаи, когда полки во время своих учений могли дислоцироваться на места других полков, и после того, как погостили, они дарили хозяевам различные подарки – серебряные портсигары, знамена, пресс-папье, серебряные сервизы и так далее», — рассказал Буда Ангархаев.

Среди искусно выполненных ювелирных работ внимание привлекли обычные серебряные молоточки. Как рассказали на выставке, оказалось, эти молоточки символизировали единство полка и были частью старинной традиции: «Эти молоточки использовались для укрепления общности. Суть в чем: есть полковое знамя, в которое забиваются гвоздики. Сначала этот молоточек брал в руки командир полка и забивал гвоздь, потом забивают офицеры, младшие офицеры – и так делает каждый до последнего рядового. Можно сказать, это был некий ритуал, традиция, символизирующая единство».

«Эта выставка показывает все наши традиции, которые существуют до сих пор– и то, что все это в музеях хранится, важно для патриотического воспитания, важно для культурного развития. Это нужно, чтобы видеть, каким искусством и традициями обладает наше государство. Когда смотришь на эти предметы, просыпается культура красоты, изящества в вещах, и возможно, видя эти предметы, изнутри у нас тоже открывается красота», — поделилась Саяна Галсанова.

Эржена Мансорунова, «Номер один».