ONLINE-консультант
icq: 675246741

Буддизм

Буддийская коллекция музея сформировалась в 1930-е гг., в период «культурной революции», когда повсеместно в Забайкалье закрывались буддийские монастыри.  Буддийская коллекция включает скульптуры, иконы (танка), предметы облачения и атрибуты буддийских священнослужителей.

По распоряжению советских властей незначительная часть имущества монастырей, а именно, то, что представляло историческую и художественную ценность, попала в музей и, в дальнейшем, составило фондовую коллекцию Антирелигиозного музея, который был создан в 1934 году. В годы Великой Отечественной войны музей был закрыт, а фондовые коллекции были переданы в Краеведческий музей.

В собрании скульптуры зарубежного Востока наиболее древней  являются два барельефных изображения Будды Шакьямуни из камня, датируемые  VI и IX веками. Наиболее ранним образцом является археологическая находка, найденная на Иволгинском гуннском городище в 1930-е гг., это изображение Триады Будд, датируемое 441 г.н.э. В коллекции представлены  изображения буддийских божеств тибето-непальского региона периода XIV – XIX вв., инкрустированная драгоценными и полудрагоценными камнями, предметы культа  стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии.

Интересна монгольская коллекция, состоящая, в основном, из работ школы Дзанабадзара (1635 – 1723), выдающегося религиозного и политического деятеля, талантливого ученого, художника и скульптора.

Бурятская скульптура представлена пластикой из дерева, папье-маше, камня и глины. В Забайкалье, на территории нынешней Бурятии и Читинской области существовало несколько художественных центров, где создавались  шедевры буддийского искусства. В музее насчитывается  50 работ известного художника, буддийского монаха С.-Ц. Цыбикова (1877-1934).

Буддийская икона (общее название в русской транслитерации —  танка, тиб.), выполненная в технике живописи, ксилографии, аппликации и вышивки представлена произведениями мастеров Тибета, Китая, Монголии. Танка имеют различные сюжеты и содержание: это изображения персонажей буддийского пантеона и известных деятелей буддизма, тибетских монастырей, рая и ада, так называемые житийные, астрологические и космогонические картины и т.д.

Уникально собрание старо-бурятской живописи, которую отличает яркая  самобытность. Несмотря на строгие канонические рамки в иконописи, бурятские мастера привнесли в свои произведения черты местного колорита и реалии земного бытия.

Наиболее ценным по уникальности и музейной значимости среди коллекций музея является «Атлас тибетской медицины», который представляет собой комплект из 76 таблиц, выполненных в традиции станковой тибетской живописи и иллюстрирующих средневековый медицинский трактат «Вайдурья-онбо».

Астрологическая танка. Ганзай Будды Шакьямуни.
Кон. XVIIIв. Бурятия
Грунтованное полотно; минеральные краски
Атлас тибетской медицины. 1 лист. Мандала Будды медицины.
Грунтованное полотно; минеральные краски
Дунгар. Раковина. Буддийский ритуальный музыкальный инструмент.
XIX в. Бурятия
Раковина, медь; резьба, чеканка, позолота
Дхрамачакра. Колесо Учения.
XIX в. Бурятия
Дерево, краски; резьба, роспись
Маска. Белый Старец (Сагаан Убгэн) - персонаж мистерии ЦАМ.
Папье-маше, кожа, волос сарлыка, краски
Амитаюс. Будда долгой жизни.
С-Ц. Цыбиков (1877-1934).
Дерево, краски; резьба, инкрустация, роспись.
Скульптура. Будда Сарвавид Вайрочана (санскр.), Гунриг (тиб.), Всеведующий Вайрочана.
Автор С- Ц.Цыбиков
Конец ХIХ-нач. ХХ вв.
Бурятия, с. Оронгой
Дерево, краски; роспись, резьба
Мандала (санскр.) - это мистический цикл, посвященный определенному божеству, в данном случае, Гунригу или "Всеведующему Вайрочане". Мандала Будды Сарвавид Вайрочаны является одной из старейших мандал индийского происхождения и относится к классу йога-тантр. В мандале насчитывается 37 божеств, центральной фигурой является Сарвавид Вайрочана. Сидящие вокруг него соподчиненные божества образуют его свиту. По четырем сторонам света сидят татхагаты и их праджни (по часовой стрелке), затем следует свита из 16 ваджрабодхисаттв, образующих круг, вписанный в квадрат. Свободные углы занимают 8 ваджратар, по 4 сторонам света охрана из 4 стражей (махарадж).
Скульптура. Будда Амогхасиддхи, Мэдок Цержа Жанху (тиб.) - татхагат из мандалы Гунриг.
Автор С- Ц.Цыбиков
Конец ХIХ-нач. ХХ вв.
Бурятия, с. Оронгой
Дерево, жесть, глина; резьба, роспись.
Амогхасиддхи - татхагат, мужское божество из мандалы Гунриг (Всеведующего Вайрочаны). Восседает на Севере. Цвет тела зеленый.
Скульптура. Акшобхья, Ансан Жонби Жалбо (тиб.) - татхагат из мандалы Гунриг.
Автор С- Ц.Цыбиков
Конец ХIХ-нач. ХХ вв.
Бурятия, с. Оронгой
Дерево, жесть, глина; резьба, роспись.
Акшобхья - татхагат мужское божество из мандалы Гунриг (Всеведующего Вайрочаны). Восседает на Востоке.
Цвет тела белый.
Скульптура. Ратнасамбхава, Жалмчок Ринчен (тиб.) - татхагат из мандалы Гунриг.
Автор С- Ц.Цыбиков
Конец ХIХ-нач. ХХ вв.
Бурятия, с. Оронгой
Дерево, жесть, глина; резьба, роспись.
Ратнасамбхава - татхагат мужское божество из мандалы Гунриг (Всеведующего Вайрочаны). Восседает на Юге.
Цвет тела синий.
Скульптура. Амитабха, Шагжа Рыгва Марсар (тиб.) - татхагат из мандалы Гунриг.
Автор С- Ц.Цыбиков
Конец ХIХ-нач. ХХ вв.
Бурятия, с. Оронгой
Дерево, глина, краски; резьба, роспись.
Амитабха - татхагат мужское божество из мандалы Гунриг (Всеведующего Вайрочаны). Восседает на Западе.
Цвет тела красный.
Скульптура. Доржи Ринчен Сырва (бур.), Ваджраратна (санскр.) - ваджрабодхисаттва из мандалы Гунриг.
Автор: Цыбиков С- Ц.
Конец ХIХ - нач. ХХ вв.
Бурятия, с. Оронгой
Дерево, папье-маше, жесть; резьба, раскраска
Ваджраратна - ваджрабодхисаттва из мандалы Вайрочаны (Гунрига). Мужское мирное божество. В мандале восседает на престоле первой спицы Юга. Из сердца выходит мантра "Ом Ваджратна трам". Божество одноликое, цвет тела - желтый. На голове 5-зубцовая корона с бантами. Скульптура освящена, дно закрыто.
Скульптура. Доржи Хусэр (бур.), Дорже - кхучур (тиб.), Ваджрасандхи (санскр.) - ваджрабодхисаттва из мандалы Гунриг.
Автор: Цыбиков С- Ц.
Конец ХIХ - нач. ХХ вв.
Бурятия, с. Оронгой
Дерево, глина, жесть; резьба, лепка, роспись
Ваджрасандхи - ваджрабодхисаттва из мандалы Вайрочаны (Гунрига). Мужское мирное божество. В мандале восседает на престоле четвертой спицы Севера. Из сердца выходит мантра "Ом Ваджрасандхи сам". Божество одноликое, цвет тела - желтый. На голове 5-зубцовая корона с бантами. Скульптура освящена, дно закрыто.
Скульптура. Дорже Чой (тиб.), Ваджрадхарма (санскр.) - ваджрабодхисаттва из мандалы Гунриг.
Автор: Цыбиков С- Ц.
Начало ХХ в.
Бурятия, с. Оронгой
Дерево, глина, жесть; резьба, лепка, раскраска
Ваджрадхарма - ваджрабодхисаттва из мандалы Вайрочаны (Гунриг). Мужское мирное божество. В мандале восседает на престоле первой спицы Запада. Из сердца выходит мантра "Ом Ваджрадхарма хрих". Божество одноликое, цвет тела - розовый. На голове - 5-зубцовая корона с бантами. Зубцы короны выполнены в виде драгоценностей (чиндамани). Скульптура освящена, дно закрыто.
Скульптура. Доржи Лыгва (бур.), Дорже Легпа (тиб.), Ваджрасадху (санскр.) - ваджрабодхисаттва из мандалы Гунриг.
Автор: Цыбиков С- Ц.
Конец ХIХ - нач. ХХ вв.
Бурятия, с. Оронгой
Дерево, глина, жесть; резьба, роспись, лепка
Ваджрасадху - ваджрабодхисаттва из мандалы Вайрочаны (Гунрига). Мужское мирное божество. В мандале восседает на престоле четвертой спицы востока. Из сердца выходит мантра "Ом Ваджрасадху дху". Божество одноликое, цвет тела - зеленый. На голове 5-зубцовая корона с бантами, зубцы выполнены в виде драгоценностей (чиндамани). Скульптура освящена, дно закрыто.
Скульптура. Доржи Мраба Санжи (бур.), Дорже мра-па (тиб.), Ваджрабхаша (санскр.) - ваджрабодхисаттва из мандалы Гунриг.
Автор: Цыбиков С- Ц.
Конец ХIХ - нач. ХХ вв.
Бурятия, с. Оронгой
Дерево, глина, жесть; резьба, лепка, роспись
Ваджрабхаша - ваджрабодхисаттва из мандалы Вайрочаны (Гунриг). Мужское мирное божество. В мандале восседает на престоле четвертой спицы запада. Из сердца выходит мантра "Ом Ваджрабхаша бха". Божество одноликое, цвет тела - медный. На голове - 5-зубцовая корона с бантами. Скульптура освящена, дно закрыто.
Скульптура. Ваджраалока (санскр.), Мармэ-ма (тиб.), Марме Магармар (бур.), - ваджратара из мандалы Гунриг.
Автор: Цыбиков С- Ц.
Конец ХIХ - нач. ХХ вв.
Бурятия, с. Оронгой
Дерево, глина, жесть, минеральные краски; резьба, лепка, роспись
Ваджраалока - ваджратара из мандалы Будды Вайрочаны (Гунрига). Женское мирное божество. В мандале восседает на престоле северо-западного внешнего угла. Из сердца выходит мантра "Ом Ваджраалока хрих". Божество одноликое, цвет тела - бело-красный. На голове "драгоценная" корона с бантами. Зубцы короны выполнены в форме чиндамани. В ушах серьги в форме чиндамани (драгоценностей). Волосы синие, собраны в высокую косу на макушке с украшением в виде язычка пламени. На плечи спущены пряди волос (выполнены из жести). Глаза удлиненной формы, рот ярко окрашен. Двумя руками держит фитиль светильника и видимым светом приносит жертву. Поза сидящая, один из вариантов "односторонней позы".
Шарф зеленого цвета спадает с плеч, обвивает руки, концы закреплены по бокам пьедестала. На шее - золотой орнаментированный обруч, на груди - ожерелья с прямоугольными вставками в центральной части. Перевязь из розовой ленты, облегая талию, завязана у самой груди. У локтей, на запястьях рук и щиколотках ног - золотые браслеты с тремя «драгоценностями», символизирующими "триратну": Будду, учение и общину.
Одеяние: двойная юбка с бантом драпируется у ног. Юбка сине-красная, с каймой, изображениями буддийских символов долголетия, счастья и облачных лент.
Сиденье - лотос и луна. Лотосы на троне, детали на фигуре божества выполнены в технике "плоского" рельефа. Скульптура освящена, дно закрыто.
Скульптура. Гита (санскр.), Лума Гармар (бур.) - ваджратара из мандалы Гунриг.
Автор: Цыбиков С- Ц.
Конец ХIХ - нач. ХХ вв.
Бурятия, с. Оронгой
Дерево, глина, жесть, минеральные краски; резьба, лепка, роспись
Гита - ваджратара из мандалы Вайрочаны (Гунрига). Женское мирное божество. В мандале восседает на престоле северо-западного внутреннего угла. Из сердца выходит мантра "Ом Ваджрагита хрих". Божество одноликое, цвет тела - бело-красный. На голове пятизубцовая корона с бантами. Зубцы короны выполнены в форме чиндамани. В ушах серьги в форме чиндамани (драгоценностей). Волосы синие, собраны в высокую косу на макушке с украшением в виде завитков. На плечи спущены пряди волос (выполнены из жести). Глаза удлиненной формы, рот ярко окрашен. Двумя руками играет на пилване (музыкальном инструменте). Поза сидящая, один из вариантов "односторонней позы". Шарф зеленого цвета спущен с плеч, обвивает руки, концы закреплены по бокам пьедестала. Шарф орнаментирован растительными завитками. На шее - золотой орнаментированный обруч, на груди - ожерелья с прямоугольными вставками в центральной части. Перевязь из розовой ленты, облегая талию, завязана у самой груди. У локтей, на запястьях рук и щиколотках ног - золотые браслеты с тремя «драгоценностями», символизирующими "триратну": Будду, учение и общину.
На бедрах двойная юбка с бантом, драпируется у ног. Юбки разноцветные, с каймой, с изображениями буддийских символов долголетия, счастья и облачных лент.
Сиденье - лотос и луна. Лотосы на троне, детали на фигуре божества выполнены в технике "плоского" рельефа. Скульптура освящена, дно закрыто.
Скульптура. Ваджрамала (санскр.), Пренбамо (тиб.) - ваджратара из мандалы Гунриг.
Автор: Цыбиков С- Ц.
Конец ХIХ - нач. ХХ вв.
Бурятия, с. Оронгой
Дерево, глина, жесть, минеральные краски; резьба, лепка, роспись
Пренбамо - ваджратара из мандалы Вайрочаны (Гунрига). Женское мирное божество. В мандале восседает на престоле юго-западного внутреннего угла. Из сердца выходит мантра "Ом Ваджрамала трам". Божество одноликое, цвет тела - желтый. На голове пятизубцовая корона с бантами, зубцы выполнены в виде драгоценностей (чиндамани). В ушах висячие серьги в форме чиндамани Волосы синие, собраны в высокую косу на макушке, спереди коса украшена завитками, по 2-м сторонам головы на плечи спускаются несколько прядей. Глаза удлиненной формы, черные. Рот ярко окрашен. Руки подняты на уровень головы и благословляют четками из драгоценностей. Поза сидящая, возможно, один из вариантов "односторонней позы", когда левая нога спущена с трона (в данном случае - левая нога чуть сдвинута к краю трона). Шарф зеленого цвета, с орнаментом в виде спиралей, зигзагов, спущен с плеч, обвивает руки, концы закреплены по бокам пьедестала. Пряди волос и шарф выполнены из крашеной жести. На шее орнаментированный обруч, на груди короткое ожерелье с прямоугольными вставками в центральной части. Перевязь из розовой ленты, облегая талию, завязана у самой груди. До уровня пупка свисает длинное ожерелье с аналогичными прямоугольными вставками в центральной части. У локтей, на запястьях рук и щиколотках ног - золотые браслеты с тремя «драгоценностями», символизирующими "триратну": Будду, учение и общину.
На бедрах двойная юбка с бантом, драпируется у ног. Юбки разноцветные, с каймой, изображениями буддийских символов долголетия, счастья и др.
Сиденье - лотос и луна. Лицевая сторона пьедестала с изображениями лотосов многоцветных тонов. Лотосы на троне, детали на фигуре божества выполнены в технике "плоского" рельефа. Скульптура освящена, дно закрыто.
Скульптура. Ваджранатья (санскр.), Гармо (тиб.), Гарма Насаг Дог (бур.) - ваджратара из мандалы Гунриг.
Автор: Цыбиков С- Ц.
Конец ХIХ - нач. ХХ вв.
Бурятия, с. Оронгой
Дерево, глина, жесть, минеральные краски; резьба, лепка, роспись
Ваджранатья - ваджратара из мандалы Вайрочаны (Гунрига). Женское мирное божество. В мандале восседает на престоле юго-восточного внутреннего угла. Из сердца выходит мантра "Ом Ваджранати ах". Божество одноликое, тело разноцветное: лицо белое, грудь розовая, остальная часть тела голубого цвета. На голове пятизубцовая «драгоценная» корона с бантами. В ушах серьги в форме чиндамани (драгоценностей). Волосы синие, собраны на макушке в высокую с утолщением косу, на передней части косы украшение в виде язычка пламени. На плечи спущены пряди волос (выполнены из крашеной жести). Глаза удлиненной формы, черные. Рот ярко окрашен. Руки перед грудью держат по ваджре. Поза сидящая, один из вариантов "односторонней позы".
Шарф зеленого цвета с орнаментом в виде растительных завитков, спущен с плеч, обвивает руки, концы закреплены по бокам пьедестала. Шарф орнаментирован растительными завитками. На шее - золотой орнаментированный обруч, на груди - ожерелья с прямоугольными вставками в центральной части. Перевязь из розовой ленты, облегая талию, завязана у самой груди. У локтей, на запястьях рук и щиколотках ног - золотые браслеты с тремя «драгоценностями», символизирующими "триратну": Будду, учение и общину.
На бедрах двойная юбка с бантом, драпируется у ног. Юбки разноцветные, с каймой, изображениями буддийских символов долголетия, счастья и облачных лент.
Сиденье - лотос и луна. Лицевая сторона пьедестала с росписью сочных, многоцветных тонов. Лотосы на троне, детали на фигуре божества выполнены в технике "плоского" рельефа. Скульптура освящена, дно закрыто.
Скульптура. Дугбама Гармо (бур.), Дугпа-ма (тиб.), Ваджрадхупа (санскр.) - ваджратара из мандалы Гунриг.
Автор: Цыбиков С- Ц.
Конец ХIХ - нач. ХХ вв.
Бурятия, с. Оронгой
Дерево, глина, жесть, минеральные краски; резьба, лепка, роспись
Ваджрадхупа - ваджратара из мандалы Вайрочаны (Гунрига). Женское мирное божество. В мандале восседает на престоле юго-восточного внешнего угла. Из сердца выходит мантра "Ом Ваджрадхупе хум". Божество одноликое, цвет тела - белый. На голове пятизубцовая «драгоценная» корона с бантами. В ушах висячие серьги в форме чиндамани. Волосы синие, собраны в высокую косу с утолщением на конце. На косе украшение в виде язычка пламени. На плечи спущены пряди волос (выполнены из жести). Глаза черные, удлиненной формы. Рот ярко окрашен. В обеих руках, поднятых на уровень груди, держит сосуд с благовониями. Поза сидящая, возможно, один из вариантов «односторонней позы». Шарф зеленого цвета (выполнен из жести), с орнаментом в виде растительных завитков, спущен с плеч, обвивает руки, концы закреплены по бокам пьедестала. На шее золотой орнаментированный обруч, на груди ожерелья с прямоугольными вставками в центральной части. Перевязь из розовой ленты, облегая талию, завязана у самой груди. До уровня пупка свисает длинное ожерелье с аналогичными прямоугольными вставками в центральной части. У локтей, на запястьях рук и щиколотках ног - золотые браслеты с тремя «драгоценностями», символизирующими "триратну": Будду, учение и общину.
На бедрах двойная юбка, пояс завязан на бант, драпируется у ног. Юбки разноцветные, с каймой, изображениями буддийских символов долголетия, счастья и др.
Сиденье - лунно-лотосовый трон. Лицевая сторона трона с многоцветными лепестками. Лотосы на троне, детали на фигуре божества выполнены в технике "плоского" рельефа. Скульптура освящена, дно закрыто.
Скульптура. Доржи Номба (бур.), Дорже Онбо (тиб.), Ваджратикшна (санскр.) - ваджрабодхисаттва из мандалы Гунриг.
Автор: Цыбиков С- Ц.
Конец ХIХ - нач. ХХ вв.
Бурятия, с. Оронгой
Дерево, глина, жесть: резьба, лепка, роспись
Ваджратикшна - ваджрабодхисаттва из мандалы Вайрочаны (Гунрига). Мужское мирное божество. В мандале восседает на престоле второй спицы запада. Из сердца выходит мантра "Ом Ваджратикшна дхрих". Божество одноликое, цвет тела - темно-синий. Волосы синие, собраны в высокую трехчастную ушнишу с золотистым навершием. В правой руке держит меч, которым замахивается, в левой руке у сердца держит том Праджняпарамиты. Восседает на лотосовом пьедестале. Лицевая сторона пьедестала с изображениями лотосов многоцветных тонов. Скульптура освящена, дно закрыто.
Скульптура. Доржи Жалба (бур.), Дорже Жалпо (тиб.), Ваджрараджа (санскр.) - ваджрабодхисаттва из мандалы Гунриг.
Автор: Цыбиков С- Ц.
Конец ХIХ - нач. ХХ вв.
Бурятия, с. Оронгой
Дерево, папье-маше, жесть; резьба, раскраска
Ваджрараджа - ваджрабодхисаттва из мандалы Вайрочаны (Гунрига). Мужское мирное божество. В мандале восседает на престоле второй спицы Востока. Из сердца выходит мантра "Ом Ваджрараджа джах". Божество одноликое, цвет тела - золотистый. Волосы синие, собраны в высокую трехчастную ушнишу с золотистым навершием. Руки перед грудью скрещены, держат по "ваджрному" железному крюку. Восседает на лотосовом пьедестале. Лицевая сторона пьедестала в разноцветных лотосах. Скульптура освящена, дно закрыто.
Скульптура. Доржи Сымба (бур.), Дорже Семпа (тиб.), Ваджрасаттва (санскр.) - ваджрабодхисаттва из мандалы Гунриг.
Автор: Цыбиков С- Ц.
Конец ХIХ - нач. ХХ вв.
Бурятия, с. Оронгой
Дерево, жесть, папье-маше; резьба, лепка, роспись
Ваджрасаттва - ваджрабодхисаттва из мандалы Вайрочаны (Гунриг). Мужское мирное божество. В мандале восседает на престоле первой спицы Востока. Из сердца выходит мантра "Ом Ваджрасаттва хум". Божество одноликое, цвет тела - белый. Волосы синие, собраны в высокую трехчастную ушнишу с золотистым навершием. В правой руке у сердца держит ваджру, в левой, у лона - ваджрный колокольчик. Восседает на лотосовом пьедестале. Лицевая сторона пьедестала в разноцветных лотосах. Скульптура освящена, дно закрыто.
Скульптура. Доржи Сыбжид (бур.), Дорже Зиржид (тиб.), Ваджратеджарья или Сурья (санскр.) - ваджрабодхисаттва из мандалы Гунриг.
Автор: Цыбиков С- Ц.
Конец ХIХ - нач. ХХ вв.
Бурятия, с. Оронгой
Дерево, глина, жесть; резьба, лепка, роспись
Ваджратеджарья или Сурья - ваджрабодхисаттва из мандалы Вайрочаны (Гунриг). Мужское мирное божество. В мандале восседает на престоле второй спицы Юга. Из сердца выходит мантра "Ом Ваджратеджа риа". Божество одноликое, цвет тела - красно-желтый. Волосы синие, собраны в высокую трехчастную ушнишу с золотистым навершием. Правой рукой держит у сердца солнечный круг, левой касается сиденья. Восседает на лотосовом пьедестале. Лицевая сторона пьедестала в разноцветных лотосах. Скульптура освящена, дно закрыто.
Скульптура. Доржи Шадба Гарбо (бур.), Дорже Жадпа (тиб.), Ваджрахаса (санскр.) - ваджрабодхисаттва из мандалы Гунриг.
Автор: Цыбиков С- Ц.
Конец ХIХ - нач. ХХ вв.
Бурятия, с. Оронгой
Дерево, глина, жесть; резьба, роспись
Ваджрахаса - ваджрабодхисаттва из мандалы Вайрочаны (Гунрига). Мужское мирное божество. В мандале восседает на престоле четвертой спицы Юга. Из сердца выходит мантра "Ом Ваджрахаса ха". Божество одноликое, цвет тела - белый. Волосы синие, собраны в высокую трехчастную ушнишу с золотистым навершием. В правой руке держит четки из слоновой кости, левой касается сиденья. Восседает на лотосовом пьедестале. Лицевая сторона пьедестала в разноцветных лотосах. Скульптура освящена, дно закрыто.